Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
кого тела первыми задатками одинакового здоровья. Затем
следовало воспитание в одном доме, одинаковое питание;
большое влияние, по свидетельству медицины, имеют на
здоровье воздух, местоположение и качество воды, а также
привычка к одним и тем же упражнениям; все это образует
до такой степени сходные тела, что одни и те же причины
одинаково располагают их и к одновременному заболе-
ванию. Ставить же одновременность заболевания в зависи-
мость от расположения неба и звезд в то время, как они
были зачаты или рождены, когда в то же самое время на
полосе земной, находящейся под теми же небесными
знаками, могло зачаться и родиться множество людей
самых различных классов, самых различных характеров и
с разной участью, на мой взгляд, крайне дико. С другой
стороны, мы знали близнецов, которые не только разли-
чались своею деятельностью и странствованиями, но и
болезням подвергались различным.
На мой взгляд, Гиппократ естественнее всего объяснил
бы это тем, что различие в состоянии их здоровья могло
произойти от разницы в питании и в тех упражнениях,
которые зависят не от телесной конституции, а от душев-
ной воли. Но было бы удивительно, если бы по этому
предмету нашелся что сказать Посидоний или какой-либо
другой защитник теории рокового влияния звезд, если бы
не вздумал насмехаться над невежественными умами в тех
вещах, которых они не понимают. Те же выводы, которые
они стараются делать из незначительного промежутка вре-
мени, отделяющего друг от друга близнецов во время их
рождения, принимая во внимание частичку неба, в которой
производится наблюдение часа, называемое ими гороско-
пом: то эти выводы или указывают на меньшую разность,
чем сколько обнаруживается ее в воле, в действиях, в
нравах и в случайностях жизни близнецов; или предпо-
лагают даже большую, чем какая есть между близнецами
при тождестве их низкого или знатного происхождения,
различие в котором они главным образом ставят в зави-
симость от часа рождения. В силу этого, если близнецы
рождаются один после другого так скоро, что указание
гороскопа остается тем же, я требую соблюдения такого
193