Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/192]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/url]
 

OCR
КНИГА ПЯТАЯ
Предисловие
Известно, что все, чего мы желаем, сводится к счастью,
которое суть не богиня, а дар Божий. Посему людям не
следует почитать никакого другого бога, кроме Того, Ко-
торый может сделать их счастливыми; а если бы счастье
было богиней, было бы справедливо утверждать, что одна
эта богиня и должна почитаться. Поэтому нам сейчас
надлежит рассмотреть те причины, по которым Бог, Ко-
торый может даровать и такие блага, какие могут иметь
и люди недобрые, а потому и несчастные, соизволил,
чтобы Римское государство было таким великим и сущес-
твовало столь долгое время. Что не множество ложных
богов, которых римляне почитали, делало это, об этом
мы много уже говорили и еще скажем там, где это
окажется уместным.
Глава I
Итак, величие Лмского государства не было делом ни
случая, ни судьбы, согласно мнению тех, которые делом
случая называют то, что не имеет никаких причин или
происходит не в силу какого-нибудь разумного порядка,
а делом судьбы — то, что случается в силу некоего
неизбежного порядка, вопреки воле Божией и воле людс-
кой. Человеческие царства устраиваются божественным
провидением; если же кто-либо приписывает это судьбе
на том основании, что судьбой называет саму божествен-
ную волю и силу, такой пусть эту мысль сохранит, но
выражение ее исправит. Ибо почему бы ему не сказать
сразу же того, что он скажет после, когда кто-нибудь
спросит его, что он понимает под судьбою? Ведь когда
люди слышат это слово, они, согласно обычному его
употреблению, понимают под ним ничто иное, как влияние
известного положения звезд в тот момент, когда кто-либо
190