Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/191"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
без богини Кунины; принимали пищу и питье без Эдуки
и Потины, воспитывались без всего этого множества дет-
ских богов; женились без богов брачных; совокуплялись
с супругами без культа Приапа. Без призывов к Нептуну
разделилось море, когда они его переходили, и покрыло
соединившимися вновь волнами преследовавших их врагов.
Они не сделали предметом поклонения никакой богини
Маннии, когда получили с неба манну, и не стали почитать
Нимф и Лимф, когда камень от удара жезла исторг для
них, жаждущих, воду. Без сумасбродных культов Марсу и
Беллоне они вели войны, и побеждали хотя не без победы,
но считали ее не богиней, а даром Божиим. У них и без
Сегетии были жатвы, без Бубоны — волы, без Меллоны
— мед, без Помоны — яблоки; словом все, из-за чего
римляне считали нужным молиться такой толпе богов,
они получали с гораздо большим счастьем от одного
истинного Бога. И если бы, увлекаемые нечестивым лю-
бопытством, точно какими-то магическими чарами, они
не грешили против Него, сначала отпадая к чужим богам
и идолам, а потом убив Христа, то продолжали бы жить
в том же царстве, если и не особенно обширном, то во
всяком случае — счастливом. И в настоящее время то
обстоятельство, что они рассеяны почти по всем странам
и народам, есть дело провидения единого и истинного
Бога. Из их священных книг можно удостовериться, каким
образом еще задолго до этого было пророчески предска-
зано повсеместное истребление идолов, алтарей, рощ и
храмов ложных богов и запрещение жертвоприношений;
иначе, читая об этом, кто-нибудь мог бы, пожалуй, поду-
мать, что все это выдумано нами. О дальнейшем читай
в следующей книге; теперь же пора и честь знать.