Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/190"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Глава XXXIII
Итак, оный Бог, Виновник и Податель счастья, —
поелику один есть истинный Бог, — сам раздает земные
царства и добрым, и злым. И делает Он это не без разбора
и как бы случайно (ибо Он — Бог, а не Фортуна), но
сообразно с порядком вещей и времен, — порядком для
нас сокровенным, а Ему вполне известным. Этому порядку
Он не подчинен, однако же, рабски, а царствует над ним,
как Владыка, и располагает им, как Правитель. Но счастье
Он ниспосылает только добрым. Это счастье могут иметь
и не иметь подданные, могут иметь и не иметь царству-
ющие. Полным оно будет в той жизни, где никто уже
не будет рабом. Отсюда, земные царства Он дает и добрым,
и злым, чтобы Его почитатели, еще младенцы в духовном
своем совершенствовании, не желали от Него этих даров
как чего-то великого. В том заключается и таинственность
Ветхого завета, в коем скрывался Новый, что в нем
обетованы были и зем*ц>1е дары: люди, жившие духовной
жизнью, и тогда понимали, хотя открыто еще и не
проповедовали, как то, что теми временными вещами
обозначалось, так и то, в каких дарах Божиих заключается
истинное счастье.
Глава XXXIV
Итак, дабы дать разуметь, что земные блага, к коим
стремятся те, которые не в состоянии помыслить о луч-
шем, находятся во власти единого истинного Бога, а не
многих ложных богов, которых прежде почитали римляне,
Бог из нескольких человек размножил Свой народ в Египте
и освободил его оттуда чудесными знамениями. Иудейские
женщины не призывали Люцины, когда рожденных ими
младенцев Бог сам освобождал и охранял от рук египтян,
преследовавших и убивавших всех детей, — охранял для
того, чтобы они удивительным образом умножались и
чтобы народ этот возрастал до невероятности. Дети кор-
мились грудью без богини Румины; лежали в колыбелях
188