Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
ющее предостережения и укора, но оставляет это без
внимания, избегая ненависти ради того, чем в этой жизни
пользуется, как должным, но услаждается более, чем до-
лжно. Затем, есть и иная причина, по которой добрые
подвергаются временным бедствиям, — такая, какая имела
место в отношении Иова: чтобы душа человеческая испы-
тывала саму себя и, наконец, осознала, насколько она, в
силу одного только благочестия, бескорыстно любит Бога.
Глава X
Рассмотрев и обсудив сказанное надлежащим образом,
обрати внимание на то, случается ли с верными и бла-
гочестивыми какое-либо зло, которое не обратилось бы
для них в добро? Разве только признать пустыми словами
известное изречение апостола, в котором он говорит:
"Знаем, что любящим Бога все содействует ко благу"
(Рим. VIII, 28)...
Потеряли они все, что имели? Неужто и веру? Неужто
и благочестие? Неужто и благо внутреннего человека,
богатого перед Богом (I Пет. III, 4)? Все это — богатства
христианина, обладающий которыми апостол говорил: "Ве-
ликое приобретение — быть благочестивым и довольным.
Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не
можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду,
будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в
искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные
похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу;
ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому пре-
давшись, некоторые уклонились от веры и сами себя
подвергли многим скорбям" (I Тим. VI, 6 — 10).
Итак, те, у кого во время этого разорения погибли
земные богатства, если смотрели они на эти богатства так,
как учил этот внешне бедный, а внутренне богатый человек,
могли сказать, как сказал и Иов, тяжко испытанный, но
непобежденный: "Наг я вышел из чрева матери моей, наг
и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя
Господне благословенно!" (Иов. 1, 21). Добрый раб, он
17
Удмуртская
Республиканская
научная библиотека
им. В. И. Ленина