Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Бог, которые представляли Его душою, управляющею ми-
ром, и когда полагал, что религия сохраняется в большей
чистоте без кумиров? И если бы он был в состоянии
что-либо сделать против этого застарелого заблуждения,
то признал бы, конечно, что Бог, управляющий миром,
один, и что чтить Его надлежит без кумиров; и будучи
так близок к истине, легко, быть может, убедился бы в
изменяемости души; так что понял бы, что истинный Бог
есть неизменяющаяся сущность, которая создала и саму
душу. А если так, то какие бы нелепости о многих богах
такие мужи ни говорили в своих книгах, они, побуждаемые
сокровенною волей Божией, скорее выводили эти нелепости
на свет, чем пытались убеждать в них. Поэтому, если мы
приводим из них свидетельства, то приводим в укор тем,
которые не хотят вникнуть, от какой и насколько злобной
власти демонов освобождает нас единственная жертва столь
святой пролитой крови и дар испрошенного нам Духа.
Глава XXXII
Говорит он также, что и относительно родословий богов
народы склонялись скорее на сторону поэтов, чем физиков;
а потому предки его, т. е. древние римляне, верили и в
пол, и в родословия богов, а также и в брачные их союзы.
Все это сделалось очевидным вследствие именно того, что
мнимо-разумные и мнимо-мудрые люди позаботились о
том, как обманывать народ в религии, и тем самым не
только почитать демонов, но и подражать им, преиспол-
ненным величайшей страстью к обману. Ибо они, как
демоны, могут обладать только теми, кого прельщают
обманом; так же точно и люди-правители, не справедливые,
конечно, а подобные демонам, — то, что знали как
ложное, выдавали народу от лица религии за истинное,
связывая его этим как бы более тесным гражданским
союзом, чтобы подобно демонам повелевать покорными.
А какой слабый и неученый человек мог устоять против
совместно действовавших лжецов — правителей государства
и демонов?
187