Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/184"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Глава XXIX
По их словам, то было прекраснейшим предзнамено-
ванием, что, как мною было упомянуто выше, Марс,
Термин и Ювента не захотели уступить места царю богов,
Юпитеру. Это значило, говорят они, что ноколение МарЪа,
т. е. римский народ, никому не уступит того места, ко-
торым владеет; что и римских границ, благодаря Термину,
никто не сдвинет; что римская молодежь, благодаря боги-
не Ювенте, не отступит ни перед кем. Как же после этого
смотрят они на царя своих богов и подателя всего царст-
ва, когда то предзнаменование выставляет его врагом, не
делать уступок которому — дело прекрасное? Впрочем,
если предзнаменование то истинное, им решительно нече-
го бояться. Они ведь не согласятся с тем, чтобы боги,
не хотевшие сделать уступки Юпитеру, уступили Христу.
Ибо они могли уступить Христу при неприкосновеннос-
ти границ империи, удалившись только со своих мест, а
главное — из сердец верующих.
Но прежде чем Христос пришел во плоти, прежде чем
написано было то, что мы привели из их книг, хотя и
после уже того, как дано было при царе Тарквиние
упомянутое предзнаменование, римские войска несколько
раз были разбиты и обращены в бегство, и предзнаме-
нование, что Ювента не уступит Юпитеру, оказывалось
ложным; а род Марса во время победы и вторжения галлов
подвергся истреблению в самом Риме; наконец, и границы
империи сокращены были до крайности в то время, когда
многие города отпали и приняли сторону Ганнибала. Таким
образом, прекрасная сторона предзнаменования оказалась
вздором; действительным же осталось только упорство
против Юпитера, причем не богов, а демонов. Ибо не
уступить значит одно, а возвратиться опять на то место,
которое уступлено, совсем другое. Впрочем, римские гра-
ницы, особенно в восточной части империи, изменены
были и после, волею Адриана. А именно: три превосходных
провинции, Армению, Месопотамию и Ассирию, он уступил
государству персов; так что бог Термин, охранявший, по
мнению римлян, римские границы и в том прекрасном
182