Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/183"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
той обиды, если им не оказывают подобных почестей.
Допустим, что ты обратишься с жалобою на них к Юпи-
теру, особенно ввиду того, что на театральных играх
представляются весьма многие преступления его самого;
но, хотя вы и называете его богом, который управляет
всем этим миром, разве не наносите вы ему величайшего
оскорбления уже только тем, что считаете нужным почи-
тать его вместе с ними и признаете его их царем?
Глава XXVIII
Итак, боги, которых умилостивляют, или, лучше ска-
зать, обвиняют подобными почестями, так что с их сторо-
ны является большим преступлением, что они услаждаются
этой ложью, чем если бы о них говорили истину, —
такие боги ни в коем случае не могли увеличить и
поддержать Римское государство. Если бы они могли это
сделать, то столь великий дар они скорее сообщили бы
грекам, которые в подобного рода божественных вещах,
т. е. театральных играх, служили им с гораздо большим
почтением и уважением, так как от язвительных насмешек,
которым подвергали богов поэты, они не устраняли и
себя, давая им свободу издеваться над какими им было
угодно людьми, и самих актеров считали людьми не
презренными, а достойными высокого уважения. Могли
же римляне иметь золотую монету, хотя и не почитали
бога Аурина; так же точно могли они иметь серебряную
и медную монету, если бы не почитали ни Аргентина,
ни его отца Эскулана. То же можно сказать и относительно
всего, о чем снова заводить речь не хочется. Итак, без
воли истинного Бога они никоим образом не могли бы
иметь царства; но если бы они не знали или отвергли
этих многих и ложных богов, а знали единого истинного
Бога и служили Ему искренней верой и нравственностью,
то и здесь имели бы лучшее царство, и потом наследовали
бы царство вечное, независимо от того, имели ли они
здесь царство, или не имели.
181