Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
определенных частей тела". Понтифик не хочет, чтобы
народы знали эти вещи, потому что сам он считает все
это истиной. Следовательно, по его мнению полезно, что-
бы государства заблуждались в области религии. Именно
такое же мнение высказал и Варрон в книгах о божест-
венном. Хороша же религия, если слабый прибегает к ней
за спасением, а между тем, вместо спасительной истины,
которой он ищет, считают полезным для него обман!
В тех же письменных памятниках приводятся и те
основания, по которым Сцевола отвергает род богов,
введенных поэтами. Причина эта заключается в том, что
"у поэтов боги обезображены до такой степени, что
оказываются хуже порядочных людей: одного из них они
заставляют воровать, другого — прелюбодействовать; они
заставляют их также делать и говорить разные вещи,
постыдные и нелепые; представляют трех богинь споря-
щими между собою о премии за красоту, и двух из них,
побежденных Венерой, разрушающими Трою; самого Юпи-
тера представляют превращающимся то в быка, то в лебедя,
чтобы иметь сношение с какою-нибудь женщиной; Сатурна
— пожирающим своих детей; богиню — выходящею замуж
за человека; нельзя придумать такого дива и такого порока,
которого бы не было у них, хотя это и не совместно с
божескою природой".
Эх, великий понтифик Сцевола! Уничтожь, если можешь,
игры; прикажи народам не оказывать бессмертным богам
таких почестей, в которых преступления богов вызывали
бы удивление и, насколько возможно, подражание. Если
же народ скажет тебе в ответ: "Это ввели у нас вы,
понтифики", — проси тогда самих богов, по настоянию
которых вы делали подобные распоряжения, чтобы они
приказали не оказывать себе подобных почестей. Если эти
почести худы и потому решительно не совместимы с
величием богов, то они представляют собою величайшее
оскорбление богам, насчет которых безнаказанно выдумы-
ваются. Но боги тебя не слушают: они — демоны, а
потому учат злому и радуются постыдному; они не только
не считают для себя оскорблением, если о них выдумы-
ваются подобные вещи, но скорее не в состоянии перенести
180