Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
чел бы обратное". Действительно, человеку серьезному не
должен был нравиться поэт — выдумщик божественных
преступлений. Но зачем же тогда театральные игры, в
которых рассказываются, воспеваются, представляются и
выводятся к чести богов эти деяния, ученейшими людьми
причислялись к разряду вещей божественных? В этом
случае Цицерон должен был жаловаться уже не на вымыс-
лы поэтов, а на учреждения предков. Но не должны ли
были воскликнуть в свою очередь и предки: "В чем же
мы виноваты? Сами боги настаивали, чтобы все это от-
правлялось в их честь, строго повелевали нам это делать
и грозили бедствиями, если не будем делать; они стро-
жайшим образом мстили, когда что-нибудь не исполнялось,
и являлись милостивыми, когда неисполненное выполня-
лось".
Расскажу, со своей стороны, о следующем событии,
которое предание относит к числу их добродетелей и чудес.
Титу Латинию, римскому поселянину и отцу семейства,
было велено во сне объявить в сенате, чтобы римские
игры отправлены были снова, так как в первый день этих
игр была совершена на глазах у народа казнь одного
преступника: богам-де, искавшим в играх веселого разв-
лечения, было неприятно действие властей печального
свойства. Когда же тот, которому дано было во сне
приказание, наутро не посмел исполнить его, то в следу-
ющую ночь оно было повторено ему с большей строгостью;
а так как он и на этот раз не исполнил, то потерял сына.
В третью ночь ему было сказано, что его ожидает еще
большее наказание, если он не сделает так, как ему
приказывается. Когда же он не посмел этого сделать и
после этого, то впал в мучительную и ужасную болезнь.
Тогда, по совету друзей, он довел это до сведения пра-
вительства и был перенесен в сенат на носилках. Когда
он передал там свой сон, то тотчас же выздоровел и
удалился из сената на собственных ногах. Пораженный
этим чудом, сенат определил возобновить игры, ассигновав
на них вчетверо большую сумму.
Кто, имея здравый ум, не поймет из этого, что люди,
подчинявшиеся власти злых демонов, от которой освобож-
178