Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
тот предмет, который дается, а то божество, которое дает
счастье.
Глава XXV
Выслушав эти рассуждения, мы гораздо легче, может
быть, убедим в том, в чем желаем, тех из них, сердца
которых не слишком еще огрубели. Ведь если и челове-
ческая слабость осознала уже, что счастье может быть
даровано только каким-либо богом; если это сознавали и
те, которые почитали столь многих богов, и между прочими
— царя их, Юпитера, — так как не зная имени того,
кем ниспосылается счастье, они назвали его именем той
самой вещи, которая им, по их представлению, ниспосы-
лается: то этим они уже достаточно высказали, что счастья
не может ниспослать сам Юпитер, которого они уже
почитали, а ниспосылает его Тот, Кого они сочли нужным
почитать под именем самого Счастья. Я с полной уверен-
ностью утверждаю, что они верили: счастье ниспосылается
неким Богом, Которого они не знали. Пусть же поэтому
ищут Его, пусть Его-то и почитают, и этого будет доста-
точно. Пусть презирают скрежетание бесчисленных демо-
нов: только тому будет недостаточно этого Бога, кому
недостаточно дара Его. Тому же, кто им доволен (ибо для
человека не существует ничего, чего бы он должен был
желать более), тот пусть служит единому Богу, Подателю
счастья. Это — не тот бог, которого называют Юпитером.
Ибо, если бы признавали Юпитера подателем счастья, то
под именем счастья не искали бы, конечно, другого или
другую, кем оно ниспосылается, — да и самого Юпитера
не почитали бы с такими обидами. Его называют они
прелюбодеем, бесстыдным любовником и похитителем кра-
сивого мальчика.
Глава XXVI
"Но, — говорит Туллий, — все этой выдумал Гомер;
он переносил человеческие деяния на богов; я же предпо-
177