Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/170"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
попало, минуя весьма часто своих почитателей и привя-
зываясь к тем, кто ее презирает? А если ее поклонники
отчасти и добиваются того, что она обращает на них
внимание и любит их, то она получается уже за заслуги,
приходит не случайно. Как же в таком случае оправдывается
вышеприведенное определение фортуны? 'Каким образом
получила она свое имя от случая? Ведь, если она дейс-
твительно фортуна, то нет никакой пользы от ее почитания.
Если же она предпочитает выбирать своих поклонников,
чтобы оказывать им содействие, то она уже не фортуна.
Или и Фортуну посылает Юпитер, к кому ему угодно? В
таком случае пусть чтут его одного: так как и Фортуна
не может его ослушаться, когда он приказывает ей и
посылает ее туда, куда хочет. Или, по крайней мере, пусть
почитают ее одни порочные люди, которые не хотят иметь
заслуг, коими бы могли привлечь к себе богиню Счастье.
Глава XIX
Этому мнимому божеству, которое называется Фортуной,
они приписывают так много, что занесли в свою историю,
будто статуя Фортуны, посвященная ей матронами (и
названная женской Фортуной*), даже разговаривала**: она
будто бы сказала, и не раз, а дважды, что матроны почтили
ее как должно. Если бы это и было так, удивляться не
следует. Обольщать подобным образом злым демонам не
составляет большого труда; свои уловки и лукавство они
должны были бы применить в настоящем случае прежде
всего потому, что говорила именно та богиня, которая
благодетельствует случайно, а не приходит по заслугам. В
самом деле, говорящей оказалась Фортуна, а Счастье —
немым: к чему это, как не к тому, чтобы люди не
старались жить добродетельно, положившись на Фортуну,
которая сделала бы их счастливыми помимо всяких с их
стороны заслуг? И если Фортуна действительно говорила,
* Liv. lib. II.
** Plutarch, in Coriolano et lib. dc Fortuna Romana.
168