Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
чтобы делала проворным; почему, отправляя всем этим
богам и богиням публичные культы, они Квиете, которой
молились, чтобы она делала человека спокойным (quetum),
не захотели совершать культа публично, построив ей храм
за коллинскими воротами. Не было ли это признаком
беспокойного духа? Или, лучше, не то лц оно именно и
означало, что усердно чтивший эту толпу не богов, а
демонов, не мог иметь того покоя, к коему призывает
истинный Врач, говоря: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток
и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Мф.
XI, 29)?
Глава XVII
Может быть, нам скажут, что богиню Победу посылает
Юпитер, и она, повинуясь ему, как царю, идет к тем, к
кому он велит, и принимает их сторону? Это верно, но
не относительно Юпитера, которого они рисуют в своем
воображении царем богов, а относительно того истинного
Царя веков, Который посылает не Победу, не имеющую
никакой субстанции, а ангела Своего, и делает победите-
лем того, кого хочет; советы Которого могут быть сокро-
венными, но несправедливыми быть не могут. Ведь если
победа — богиня, то почему не бог триумф, и почему
он не соединен с победой или как муж, или как брат,
или как сын? Поистине, о своих богах они измыслили
такие вещи, которые, если бы они были выдуманы поэтами,
а нами подвергнуты рассмотрению, они сами назвали бы
выдумками, достойными смеха, но не применимыми к
истинным божествам; но так как подобные бредни они
вычитали не у поэтов, а почитали в храмах, то и не
смеялись над собою. Итак, они должны были обращаться
с просьбами обо всем к Юпитеру и молиться ему одному.
Ибо, куда бы ни посылал он Победу, она не должна была
сопротивляться ему и исполнять свою волю, если она —
богиня, подвластная ему, как царю.