Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/164"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
мог оскорбиться, если не почитались его части поодиночке
и в отдельности каждая, значило бы сказать глупость. Ни
одна из этих частей не была обойдена, если бы чтили
его одного, заключающего в себе все.
Ведь и теперь, когда они говорят, например (опускаю
многое другое), что светила — суть части Юпитера, что
все они живут, имеют разумные души и 'потому несомнен-
но суть боги; разве они не видят, как многих из них не
почитают, как многим не строят храмов, не воздвигают
алтарей, хотя незначительному их числу воздвигать алтари
и приносить особые жертвы и сочли необходимым? Итак,
если светила, которых не почитают особо, за это гневаются,
то почему же они, умилостивляя немногих, не боятся жить
под целым разгневанным небом? Если же звезды чтутся
все, потому что они — в Юпитере, которому воздается
поклонение, то таким же сокращенным порядком можно
было бы поклоняться и всем в нем одном. В таком случае
не разгневалась бы ни одна из них, так как не была бы
обойдена в нем ни одна, — не разгневалась бы гораздо
вернее, чем теперь, когда, при почитании только некоторых
из них, дается справедливый повод гневаться тем, и притом
многочисленнейшим, которые обойдены почитанием; и это
тем более, что им, блистающим с высоты небес, пред-
почитается стоящий в гнусной наготе Приап.
Глава XII
Что же? Неужели это не должно смущать людей,
наделенных проницательным умом; более того, каких бы
то ни было людей вообще? Ибо не требуется большого
ума, чтобы, став на беспристрастную точку зрения, понять,
что если Бог есть душа мира, а мир представляет собою
тело этой души, так что получается одно живое существо,
состоящее из тела и души; и что если этот Бог, как бы
в некоем своем естественном лоне, содержит в себе все,
так что из Его души, оживляющей всю эту громаду,
прюистекают и жизнь, и душа всего живущего по роду
каждого рождающегося, то не остается решительно ничего,
162