Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
так что почтенное девство ее служительниц оказывается
никчемной вещью?
Действительно, если Веста — Венера, то на каком
основании должны были служить ей девы, сохраняющие
свое целомудрие? Или есть две Венеры, одна дева, другая
женщина? Или даже три: одна — для девственниц (она
же и Веста), другая — для замужних женщин, третья —
для развратниц? Этой последней финикийцы приносили
в дар даже девство своих дочерей, прежде чем они выходи-
ли замуж. Которая же из них жена Вулкана? Конечно,
не девственница, поелику имела мужа. А чтобы не при-
чинить обиды сыну Юноны и соратнику Минервы, пусть
будет она и не развратница. Итак, значит — замужняя;
но нам не хотелось бы, чтобы ей подражали в том, что
проделывала она с Марсом. Опять, скажут, ты возвраща-
ешься к басням. Но разве справедливо сердиться на нас
за то, что мы говорим об их богах подобные вещи, а на
себя самих за то, что в театрах они смотрят на эти
преступления своих богов с величайшим удовольствием,
не сердиться? А между тем, все эти сценические предс-
тавления преступлений богов их установлены в честь тех
же самых богов; что было бы невероятным, если бы не
подтверждалось неопровержимейшим образом.
Глава XI
Затем, пусть они сколько угодно доказывают на осно-
вании естественных законов и своих собственных сообра-
жений, что Юпитер представляет собою лишь душу нас-
тоящего телесного мира, которая наполняет собою и движет
эту мировую массу, составленную и сплоченную из четырех
или скольких им угодно стихий; что он то уступает из
нее некоторые части сестре и братьям, то представляет
собою эфир, сверху объемлющий воздух, разлитый под
ним, т. е. Юнону, то вместе с воздухом сам представляет
собою целое небо, а землю оплодотворяет как супругу и
мать (это в божественных отношениях не считается гнус-
ным) животворящими дождями и семенами, то, наконец
6 Зак. 3597
159