Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
ден? Выходит, они сражались? Нет, говорят, это все басни.
Значит, басням не следует верить и о богах нужно мыслить
лучше. Тогда почему не отведено отцу Юпитера если не
высшее, то, по крайней мере, равное место? Потому,
говорят, что Сатурн означает собою протяженность вре-
мени. Итак, те, которые почитают Сатурна, почитают
время; выходит, что царь богов, Юпитер, рожден во
времени. Да и почему неприлично сказать, что Юпитер
и Юнона рождены во времени, если он — небо, а она
— земля, когда небо и земля, несомненно, созданы?
Так говорят в своих книгах их ученые и мудрецы; и
Вергилий основывается не на поэтических вымыслах, а
на философских книгах, когда говорит:
В то время Эфир всемогущий животворящим дождем
На лоно супруги веселой пролился*,
т. е. на лоно теллуры, или земли. Но и в этом случае,
на их взгляд, есть некоторое различие: и в самой земле,
по их мнению, одно дело — Земля, иное — Теллура,
иное же — Теллумон. И всех их они считают богами,
имеющими каждый свое имя, наделяют особыми обязан-
ностями, почитают отдельными алтарями и культами. Ту
же самую Землю называют и матерью богов; так что поэты
в своих вымыслах являются даже более умеренными, чем
они, коль скоро по их не поэтическим, а священным
книгам, Юнона оказывается не только сестрой и супругой,
но и матерью Юпитера. Ту же самую землю считают они
еще Церерою, а также и Вестою; хотя чаще утверждают,
что Веста — это огонь, содержащийся в очагах, без
которых не может существовать государство; а девы потому,
собственно, и прислуживают обыкновенно огню, что как
от девы, так и от огня не рождается ничего. Уничтожить
и искоренить все это пустое суеверие должен был Тот,
Кто родился именно от Девы. Кто, в самом деле, помирится
с тем, что, приписывая столько чести и как бы чистоты
огню, они не краснея называют иногда Весту и Венерой,
* Virg. Georg. II, v. 325, 326.
158