Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/158"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Каждый к своему дому приставляет только одного приврат-
ника, и так как он человек, его вполне достаточно; но
они поставили трех богов: Форкула к дверям (fores), Кардею
к петлям (cardo), Лиментина к порогу (limentum). Таким
образом, Форкул не мог в одно и то же время охранять
ни петель, ни порога. *
Глава IX
Итак, оставив вовсе или отложив на время эту толпу
мелких богов, мы должны рассмотреть деятельность богов
главнейших, благодаря которой Рим сделался столь могу-
щественным, что долгое время повелевал многими наро-
дами. Без всякого сомнения, это — дело Юпитера. Его
считают они царем всех богов и богинь; именно это
означает его скипетр и Капитолий на высоком холме. Об
этом боге, говорят, сказано вполне удачно, хотя и поэтом:
Все полно Юпитером*.
Варрон думает, что его почитают и те, которые пок-
лоняются единому Богу, не представляя его под видимым
образом, но только называют иным именем. Если это так,
то почему же в Риме (а также и у других народов) чтили
его так плохо, что устроили ему идола? Это и самому
Варрону так не нравилось, что хотя он и заражен был
нечестивым обычаем Рима, однако, нисколько не колеблясь,
говорил и писал, что те, которые повелели народам ставить
идолов, уменьшили страх (к богам) и увеличили заблуж-
дения.
Глава X
Но зачем к нему присоединяется в качестве жены
Юнона, которая называется и сестрою его, и супругой**?
* Virg. Eclog. Ill, v. 60.
** Virg. Aeneid. I, v. 47.
156