Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/156"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
сражении, во всяком случае в те времена и в тех странах
имя Христа еще не было проповедано, когда упомянутые
царства в результате страшных военных разгромов были
разрушены или перешли во власть других. Между тем,
если бы в то время, когда у ассирийцев по истечении
тысячи двухсот с лишним лет отнято было царство, хрис-
тианская религия уже проповедовала там о ином, вечном
царстве, и воспрещала святотатственное почитание ложных
богов, — разве не сказали бы суетные люди того народа,
что их столь долго существовавшее государство погибло
именно потому, что их религии были оставлены и принята
религия христианская? Пусть в этом предположительном
голосе суеты римляне слышат выражение собственного
мнения и пусть стыдятся подобных жалоб, если есть еще
в них сколько-нибудь стыда. Впрочем, Римское государство
скорее расстроено, чем разрушено; подобное случалось с
ним и в прежние времена, до христианства, и оно от
такого расстройства оправлялось. Не следует отчаиваться
в этом и теперь. Ибо кто знает относительно этого волю
Божию?
Глава VIII
Посмотрим, далее, если угодно, какой или какие из
этой толпы богов, которых римляне почитали, более всего,
по их мнению, расширяли и сохраняли их империю? Ведь
не посмеют же приписывать они какого-либо участия в
этом столь прекрасном и величественнейшем деле богине
Клоацине, или Волюпии, названной так от чувственного
удовольствия (voluptas), или Либентине, имя которой про-
исходит от слова похоть (libido), или Ватикану, который
заведует воплями (vagitus) младенцев, или Кунине, охра-
няющей их колыбели (сипа). Но возможно ли в одном
месте этой книги припомнить все имена богов или богинь,
которые они едва смогли вместить в целые огромные тома,
приурочивая к каждой отдельной вещи специальное бо-
жество? Даже охранение сел они не сочли возможным
вверить какому-либо одному богу, но над деревьями (гига)
поставили богиню Рузину, над вершинами (juga) гор —
154