Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/155"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Глава VII
Если это государство сделалось столь великим и влас-
твовало столь продолжительно безо всякой помощи богов,
то почему же римским богам приписывается заслуга в
деле расширения и долговременности существования Рим-
ской империи? Ибо какой бы ни была причина (могу-
щества) там, та же самая она и здесь. А если скажут, что
(могущество) и того государства должно быть приписано
помощи богов, то спрашиваю: чьих? Ибо и те другие
народы, которых покорил и подчинил Нин, почитали
отнюдь не других богов. А если ассирийцы имели богов
особых, которые были некоторым образом искуснее в
созидании и сохранении государства, то разве эти боги
умерли, когда ассирийцы потеряли свою власть, или, не
получив ожидаемой награды или получив обещание награды
большей, предпочли перейти к мидийцам, а от них — к
персам, куда переманил их Кир более выгодным предло-
жением? Последний народ, пережив обширную, но крат-
ковременную монархию Александра Македонского, продол-
жает царствовать и доселе, занимая немалые пространства
на Востоке.
Если это так, то боги или вероломны, если оставляют
своих и переходят к врагам (чего не сделал даже человек
Камилл, когда, будучи победителем и завоевателем непри-
ятельского города, встретил со стороны Рима, для которого
одержал победу, неблагодарность, и тем не менее, забыв
эту несправедливость и радея об отечестве, освободил его
впоследствии от галлов), или не настолько сильны, как
подобает быть сильными богам, и потому могут быть
побеждены политикой или силой людей. Но, может быть,
боги ведут войны между собою и побеждаются не людьми,
а другими богами, которых то или другое государство
считает своими: следовательно, они враждуют между собою.
В таком случае государство не должно почитать своих
богов более, чем чужих, если те являются союзниками их
богов.
Наконец, чем бы мы это не сочли: изменой ли богов,
или их бегством, или переселением, или поражением в
153