Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава VI
Юстин, который, следуя Трогу Помпею, не только,
подобно ему, написал на латинском языке греческую или,
лучше сказать, всемирную историю, но сделал из нее и
определенные сокращения, начинает свое творение так:
"От начала мира власть над областями и'народами имели
цари, которым право на это верховное достоинство давала
не тщеславность народов, а испытанная в глазах добро-
детельных людей умеренность. Народы не имели никаких
законов: законом для них служила воля государей. В
обычае было скорее защищать границы государства, нежели
расширять их; границы эти находились внутри родной для
каждого отчизны. Нин, царь ассирийский, первым из всех
нарушил, вследствие жадности к власти, этот старинный
и как бы прародительский для народов обычай. Он первый
начал воевать с соседями и до самых пределов Ливии
покорил неискусные еще в защите народы". И несколько
дальше: "Обширность приобретенного господствования Нин
упрочил непрерывностью обладания. Итак, покорив со-
седние народы, он с увеличенными силами и мужеством
переходил к другим, и так как каждая новая победа была
средством для последующей, покорил народы всего Вос-
тока".
Какова бы ни была степень правдивости, с которою
писали Юстин или Трог (некоторые, более заслуживающие
доверия источники показывают, что они кое-что приврали),
известно, однако, на основании книг других писателей,
что царство Ассирии было весьма расширено царем Ни-
ном. Оно существовало так долго, что Римское государство
пока не может еще сравняться с ним своими годами. Ибо,
как показывают писатели исторической хронологии, царство
это существовало 1240 лет, считая с первого года царст-
вования Нина и до тех пор, пока оно не перешло к
мидийцам. Но нападать на соседей и, покорив их, двигаться
дальше, сокрушать и покорять безобидные народы единс-
твенно из побуждений властолюбия — как назвать это,
как не величайшим разбоем?
152