Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
тояния маленькой и презренной разбойничьей шайки пе-
рейти в разряд как бы государства, которого пришлось
страшиться римлянам со столькими их армиями и кре-
постями? Уж не скажут ли, что они не пользовались
* помощью свыше, потому что существовали недолго? Но
разве жизнь каждого отдельного человека продолжительна?
В таком случае боги никому не помогают в достижении
могущества, потому что каждый человек живет весьма
недолго, и не следует считать благодеянием того, что в
каждом отдельном человеке, а отсюда — и во всех людях,
за короткое время исчезает подобно пару.
Какая, в самом деле, польза людям, почитавшим богов
при Ромуле и давно умершим, в том, что после их смерти
Римское государство достигло великого могущества, когда
сами они давно рассчитываются в преисподней за свои
личные дела (хорошие ли, или дурные, это к настоящему
предмету не относится)? А так следует думать и относитель-
но всех тех, которые в течение своего короткого сущес-
твования скользнули быстро исчезающею тенью по Рим-
скому государству (хотя само оно не переставало сущес-
твовать в преемственной смене умирающих живыми), унося
с собою бремя своих деяний. Если же благодеяния и этих
кратковременных существований должны быть приписаны
помощи богов, то немалую помощь оказали они и тем
гладиаторам, которые свергли с себя оковы рабства, бежали,
собрали многочисленное и весьма сильное войско и, пови-
нуясь советам и приказаниям своих вождей, сделались
весьма страшными для римского величия, а для стольких
римских полководцев — непобедимыми, многое захватив
в свои руки; одержав же множество побед, предавались
удовольствиям, каких желали; делали, что внушала похоть,
и жили подобно царям, пока, наконец, с величайшим
трудом не были побеждены. Но перейдем к примерам
более значительным.
151