Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Даже такие виды зла, которые до того представлялись
невероятными, что считались чудесными (prodigia), если
бы они случились во времена христианские, кому другому
были бы поставлены в вину, как не христианам? Я не
буду говорить о тех явлениях, которые были более удиви-
тельными, чем вредными, например: о говоривших быках,
о детях, которые произносили некоторые слова еще до
рождения из чрева матерей, о летавших змеях, о женщинах
и курицах, обратившихся в особы мужского пола, и о
других того же свойства, о которых рассказывается в их
книгах, не баснословных, а исторических, и которые,
действительны ли они, или ложны, не причиняют людям
гибели, а только вызывают изумление. Но когда падала
дождем земля; когда падал дождем мел; когда шел каменный
дождь, настоящий каменный дождь, а не град, который
обыкновенно называют этим именем, то такие явления
действительно наносили сильный вред. Читаем у них же,
что от огня Этны, текущего с вершины горы к ближайшему
берегу, море кипело до такой степени, что расплавлялись
скалы и растекалась смола на кораблях. И это причиняло
немалый вред, хотя и было невероятно и изумительно.
Пишут далее, что от того же действия огня Сицилия была
покрыта такой массой горячего пепла, что заваленные и
подавленные ею кровли города Катаны обрушились; тро-
нутые таким бедствием, римляне освободили в том году
город от податей.
Пишут также, что в Африке, когда она была уже
римской провинцией, появилась однажды чудовищная мас-
са саранчи. Уничтожив плоды и листья деревьев, она, как
рассказывают, огромным и превосходящим всякое описание
облаком спустилась в море. Умершая там и выброшенная
на берег, она заразила потом воздух и произвела такую
страшную моровую язву, что в одном царстве Массиниссы
погибло, говорят, восемьдесят тысяч человек, а в ближай-
ших к берегам странах — и того более. В Утике из
тридцати тысяч бывших там в то время юношей, как
утверждают, осталось в живых только десятеро. Чего из
этого, если бы случилось оно во времена христианские,
не приписало бы христианской религии то пустословие,
143