Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/143"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
ними врагами, — войны, которые считаются не только
подорвавшими, но и совершенно погубившими республи-
ку, — все они начались гораздо раньше пришествия
Христова, — и по преемственному продолжению преступ-
ного дела партий переходили из войн Мария и Суллы в
войны Сертория и Катилины, из которых первый был
изгнанником, а последний — воспитанником Суллы; потом
— в войну Лепида и Катула, из которых один хотел
уничтожить, а другой — отстоять дело Суллы; далее, в
войны Помпея и Цезаря, из которых первый был после-
дователем Суллы и равнялся с ним или даже превосходил
его во власти, а Цезарь власти Помпея не выносил (но
не выносил потому, что сам ее не имел: когда же Помпеи
был побежден и убит, превзошел и Помпея); затем, в
войны другого Цезаря, названного впоследствии Августом,
во время правления которого родился Христос.
Ибо и Август вел также гражданские войны со многими,
и в этих войнах погибло также много знатнейших мужей,
среди которых был и Цицерон, известный красноречивый
художник по части управления республикой. Причиною
было то, что вступившие в заговор якобы ради спасения
республиканской свободы некоторые из знатных сенаторов
умертвили в месте заседаний сената победителя Помпея,
Гая Цезаря, за предполагаемое домогательство им царской
власти, — Цезаря, который снисходительно пользовался
своею гражданской победой и сохранил жизнь и общес-
твенное положение своим врагам. Затем власти Цезаря
стал добиваться Антоний, далеко не похожий на него
нравами, человек испорченный и запятнавший себя всякого
рода пороками. Цицерон усиленно противился ему во имя
той же якобы свободы отечества. Тогда выдвинулся заме-
чательно даровитый юноша, другой Цезарь, приемный сын
первого Гая Цезаря, названный потом, как я сказал,
Августом. С целью выставить в его лице соперника Ан-
тонию, Цицерон покровительствовал этому юноше Цезарю.
Он надеялся, что, по устранении и уничтожении господства
Антония, Цезарь восстановит свободу республики; но ока-
зался до такой степени слепым и непредусмотрительным,
что этот же самый юноша, возвеличению и могуществу
141