Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
поражения, все это произвел обычай войны. А то, что
совершилось по новому обычаю: что варварская необуз-
данность оказалась кроткой непривычным для войны обра-
зом; что в качестве убежища народу, который должен был
получить пощаду, были выбраны и указаны обширнейшие
базилики, где никого не убивали, откуда никого не брали
в плен, куда сострадательные враги приводили многих для
освобождения, откуда не уводили в плен никого даже
самые жестокие из них: все это следует приписать имени
Христа; все это следует приписать времени христианскому.
Кто этого не видит, тот слеп. Кто же видит, но не хвалит,
тот неблагодарен. А кто возражает хвалящему, тот безумен.
Человек благоразумный ни в коем случае не станет объяс-
нять этого варварством врагов. Кровожадные и жестокие
души Тот устрашил, Тот обуздал, Тот удивительнейшим
образом умерил, Кто задолго до этого предсказал чрез
пророка: "Посещу жезлом беззаконие их, и ударами —
неправду их; милости же Моей не отниму от него" (Пс.
LXXXVIH, 33, 34).
Глава VIII
Кто-нибудь скажет: так почему же это божественное
милосердие простерлось и на нечестивых и неблагодарных?
А потому, полагаю, что его оказал Тот, Который ежедневно
"повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми
и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф. V,
45). Хотя некоторые из них, размышляя об этом, исправ-
ляются от своего нечестия покаянием, а некоторые, как
говорит апостол, презирая богатство благости и долготер-
пения Божия, по жестокости своей и непокаянному сердцу,
собирают себе "гнев на день гнева и откровения праведного
суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его"
(Рим. II, 4 — 6); однако терпение Божие призывает к
покаянию злых, как бич Божий учит терпению добрых.
Так же точно терпение Божие обнимает своим покровитель-
ством добрых, как божественная строгость блюдет для
наказания злых. Ибо такие блага справедливым, которыми
12