Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
рода было заключено еще до убийства. Тогда же был убит
с детьми и прежний консул Марк Фульвий.
Глава XXV
По определению сената, слишком уж замысловатому,
на том самом месте, где произошел этот кровавый мятеж
и где пало столько граждан всех состояний, построен был
храм Согласия, чтобы, в качестве свидетеля казни Грак-
хов, колол глаза тем, которые говорили бы речи народу,
и язвил их память. Но что это было, как не насмешка
над богами, строить храм той богине, которая, если бы
присутствовала в городе, последний не подвергся бы раз-
грому, растерзанный такими раздорами? Разве, быть может,
решено было в этом храме, как в тюрьме, заключить
богиню Согласия, как виновницу произошедшего злоде-
яния, за то, что она оставила души граждан? Ибо, если
они хотели чего-то более сообразного ходу дела, то почему
они не построили там храма Раздору? Или, быть может,
было указано какое-нибудь основание тому, почему бы
Согласие могло быть богиней, а Раздор — нет, когда по
определению Лабеона первое — богиня добрая, а последнее
— злая?
Последний, очевидно, руководствовался тем, что нашел
в Риме храмы и Лихорадке, и Здоровью. Следовательно,
таким же точно образом надлежало построить храм не
только Согласию, но и Раздору. Поэтому римляне посту-
пили очень рискованно, решившись иметь раздраженной
против себя такую злую богиню, и позабыв, что перво-
начальная причина гибели Трои лежала в ее озлоблении.
Ведь это она, подбросив золотое яблоко, учинила ссору
между тремя богинями за то, что вместе с другими богами
не была приглашена на пир: из-за этой ссоры — вражда
между божествами, победа Венеры, похищение Елены,
разрушение Трои. Возможно, негодуя именно на то, что
ее не удостоили в Риме никаким храмом рядом с другими
богами, она в то время и подвергла город таким сильным
смятениям; насколько же мог усилиться ее гнев, когда на
135