Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/132"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Сагунта было христианским и претерпело нечто подобное
за веру евангельскую, оно не употребило бы против себя
ни меча, ни огня, а подвергшись истреблению за эту веру,
оно претерпело бы это в той надежде, какую возлагало
бы на Христа, в чаянии награды не кратковременной, а
беспредельной и вечной. Но эти боги ради того и вы-
ставляют себя для почитания, ради того и люди находят
нужным почитать их, чтобы никакая опасность не угрожала
благополучию в вещах гибнущих и преходящих. Что же
ответят нам в защиту этих богов их оборонители и
обожатели на вопрос о погибших сагунтянах, как не то
же, что и на вопрос о замученном Регуле? Различие в
том, что там один человек, а здесь целый город; но в
том и другом случае причиною гибели было сохранение
клятвы. Ради этого сохранения тот решил возвратиться к
врагам, а этот не захотел предаться им.
Итак, сохранение клятвы вызывает гнев богов? Или и
при покровительстве богов могут погибать не только отдель-
ные люди, но даже и целые города? Пусть выбирают одно
из двух, что хотят. Если этих богов раздражает сохранение
клятвы, пусть они ищут для своего почитания клятво-
преступников. Если же и при покровительстве их могут
под ударами множества тяжких бедствий погибать люди
и города, то почитание их совершенно бесполезно для
земного счастья. Пусть же перестанут сердиться те, которые
думают, что, лишившись культа своих богов, они сделались
несчастными. Ведь они могли бы не только при сохранении
этого культа, но и при благоприятном к ним отношении
богов не только, как теперь, роптать на несчастья, но и
так, как тогда Регул и сагунтяне, совершенно погибнугь
после ужасных истязаний.
Глава XXI
Далее, в промежуток между второй и последней кар-
фагенской войною, когда, по словам Саллюстия, римляне
отличались наилучшими нравами и полнейшим согласием
(ибо я многое опускаю, чтобы не давать сочинению
130