Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/127"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
государством, когда два наиболее сильные народа направ-
ляли друг на друга самые мужественные и самые могу-
щественные удары, — сколько было стерто с лица земли
мелких царств? Сколько разрушено обширных и зна-
менитых городов? Сколько пострадало, сколько погибло
гражданских обществ? На каких громадных расстояниях
произведены были опустошения стольких стран и областей?
Сколько раз побежденные сперва были победителями пос-
ле? Сколько истреблено было людей как из среды сра-
жавшихся воинов, так и из среды народов, не поднимавших
оружия? Какое множество кораблей частью было истреб-
лено в морских сражениях, частью же погибло от бурь?
Если бы мы вздумали все это рассказывать или припо-
минать, то вынуждены были бы стать историком.
Встревоженный сильными опасениями, Рим прибег в
то время к суетным и смешным средствам. По указанию
сивиллиных книг были восстановлены столетние игры.
Празднование их было установлено через сто лет; но при
более счастливых обстоятельствах оно прекратилось, ибо
попросту забылось. Возобновили понтифики и священные
игры в честь умерших, которые также вышли из употреб-
ления в предшествовавшие лучшие времена. Конечно, в
то время, когда они были возобновлены, царству мертвых,
которое обогащалось таким количеством умирающих, было
приятно позабавиться: но несчастные люди и без того
давали великие игры в честь демонов и приносили богатые
жертвы подземному царству, ведя эти бешенные войны,
выказывая кровавую храбрость и празднуя там и здесь
убийственные победы. Но ничего более достойного сожа-
ления не случилось во время первой пунической войны,
как то поражение римлян, вследствие которого попал в
плен даже известный Регул, упоминавшийся нами в пер-
вой и второй книгах, муж действительно великий, бывший
перед этим победителем и покорителем карфагенян. Он
завершил бы и саму первую пуническую войну, если бы
из-за чрезмерного желания славы не предписал обессилен-
ным войною карфагенянам условий более суровых, чем
какие они могли принять. И неожиданный плен этого
мужа, и в высшей степени возмутительное его рабство,
125