Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
в должности врача, а не повивальной бабки. Подобным
же образом погибал и скот, так что опасались даже
исчезновения животного рода. А что сказали бы они, если
бы в наше время случилась та достопамятная зима, до
такой невероятной степени суровая, что ужасной глубины
снег даже на форуме лежал в продолжение сорока дней,
а Тибр был скован льдом? И та также страшная язва,
которая так долго свирепствовала, столь многих погубила?
Когда эта язва продолжилась и на другой год, приняв
еще более ужасные размеры, то, ввиду бесполезности
присутствия Эскулапа, обратились к сивиллиным книгам.
В предсказаниях этого рода, как упоминает Цицерон в
книгах о гадании, верили обыкновенно более толкователям,
которые высказывали свои предположения о вещах сомни-
тельных как могли или как хотели. Тогда сказано было,
что причина язвы заключается в том, что многие, захватив
значительное число священных зданий, держат их в частном
владении. Эскулап, таким образом, был оправдан от тя-
желого обвинения в невежестве или бездействии. Но почему
многие овладели упомянутыми храмами, не встречая ни
с чьей стороны препятствия, как не потому, что долго
молились такой толпе богов без всякой пользы; и поэтому
постепенно места эти оставлялись почитателями, так что
могли, не вызывая неудовольствия ни с чьей стороны,
ибо были пусты, обращаться на нужды человеческого
употребления? Ведь если бы и эти, возвращенные и
восстановленные в то время якобы для прекращения язвы
храмы, не были в дальнейшем таким же образом забыты,
как заброшенные и перешедшие в частное владение, то
в заслугу Варрону отнюдь не поставили бы того, что в
сочинении о священных зданиях он упоминает так много
неизвестных. Впрочем, в то время забота была не об
удачном прекращении язвы, а об искусном оправдании
богов.
Глава XVIII
А во время пунических войн, — когда победа долго
оставалась сомнительной и колебалась между тем и другим
124