Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/121"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Тарквинием. В таком случае пусть бы принудили его
переменить имя, но не отчизну. Пусть бы, наконец, в
имени его не было этого названия; пусть бы он просто
звался Люций Коллатин. Но его не лишили того, чего он
мог лишиться безо всякого для себя ущерба, чтобы за-
ставить, как первого консула, потерять сына, а как доброго
гражданина — гражданство. Не эта ли отвратительная и
во всех отношениях бесполезная для республики суровость
и составляет славу Юния Брута? Не ради ли осуществления
ее и
... победила к отчизне любовь и жажда безмерная
славы?
Люций Тарквиний Коллатин, муж Лукреции, во всяком
случае был поставлен консулом вместе с Брутом тотчас
же по изгнании тирана Тарквиния. До какой степени
справедливо относился к делу народ, обращавший в граж-
данине внимание на нрав его, а не на имя? И до какой
степени несправедливо лишил отечества и власти Брут
своего товарища по этой первой и новой власти, когда
мог лишить его только имени, если имя его оскорбляло?
Такие злые дела делались, такие случались бедствия, когда
в этой республике соблюдались справедливость и беспри-
страстность. Также точно и Лукреций, избранный на место
Брута, умер от болезни прежде, чем окончился тот год.
После уже Валерий, бывший преемником Коллатина, и
Гораций, избранный на место умершего Лукреция, за-
кончили этот похоронный и тартарскии год, имевший пять
консулов, — год, в который римская республика впервые
установила новый сан и власть самого консульства.
Глава XVII
Потом, когда страх несколько уменьшился, — не потому,
что утихли войны, а потому, что не давили уже такой
великой тяжестью, — по окончании того, так сказать,
времени, в которое соблюдались беспристрастность и спра-
119