Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/12"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
вышеприведенное? Но ведь он описал обычай врагов,
разрушающих города.
Глава V
Даже Цезарь (как пишет о том Саллюстий, историк,
известный своею правдивостью) не преминул в своей речи,
которую произносил в сенате относительно заговорщиков,
упомянуть об этом обычае: "Похищать девиц и отроков;
исторгать детей из объятий родителей; матерей семейств
заставлять терпеть все, что заблагорассудится победителям;
храмы и дома грабить; производить убийства и пожары;
наполнять, наконец, все звоном оружия, трупами, кровью
и воплем"*. Если бы он умолчал в этом случае о храмах,
мы бы еще могли подумать, что враги имели обычай
щадить местопребывания богов. И опасность такого рода
угрожала римским храмам не со стороны чужеземных
врагов, а со стороны Каталины и его союзников, благо-
роднейших сенаторов и римских граждан. Но это-де люди
потерянные и отцеубийцы отчизны...
Глава VI
Но зачем нам перебирать множество народов, ведших
между собою войны и никогда не дававших пощады
побежденным в храмах их богов? Посмотрим на самих
римлян; вспомним, говорю, и пересмотрим этих самых
римлян, которые в особую славу себе вменяли
Щадить покорных, низлагая гордых,
и которые якобы предпочитали прощать полученные оскор-
бления, а не мстить за них. Для распространения своего
владычества они разрушили столько и таких больших,
взятых силою оружия, городов. Пусть же прочитают нам,
* Sallust. de Catilinae conjurat.
10