Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
какой они имели ужасный конец! Тулл Гостилий, побе-
дитель и разрушитель Альбы, был, как я сказал выше, со
всем своим домом сожжен молнией. Приск Тарквиний
был убит детьми своего предместника. Сервий Туллий
погиб от гнусного злодейства своего зятя Тарквиния Гор-
дого, наследовавшего после него царство*И после такого
отцеубийства, жертвою которого стал лучший царь этого
народа, не ушли же, оставив храмы и алтари, эти боги,
о которых говорят, что они поступили так с несчастной
Троей, предоставив ее на разрушение Парису! Напротив
того, Тарквиний же и наследовал умерщвленному им тестю.
Боги не отступили от этого гнусного преступника, который
царствовал благодаря убийству тестя, прославился сверх
того многими войнами и победами и построил из военной
добычи Капитолий, а, напротив того, охраняли все и
наблюдали за всем, и допустили царя своего Юпитера
стать во главе и повелевать собою из этого величайшего
храма, т. е. из здания, воздвигнутого отцеубийцей. Ибо
дело обстояло не так, что он еще прежде, когда был
невинным, построил Капитолий, а потом за преступления
был изгнан из Рима; но так, что само царство, в котором
построен Капитолий, он получил посредством своего звер-
ского злодеяния.
А что римляне впоследствии лишили его царства и
удалили его из стен города, так это за бесчестие, нанесенное
Лукреции не им самим, а его сыном, причем не только
без его ведома, но даже в его отсутствие. Он осаждал в
то время город Ардею и вел войну за римский народ.
Что сделал бы он, если бы о мерзком поступке его сына
было доведено до его сведения, мы не знаем. Не спро-
сив его мнения и не попробовав обратиться к его суду,
народ отнял у него власть, отобрал войско, из которого
ему велено было удалиться, и затворил потом ворота, не
дозволив ему войти в город, когда он возвращался. Тем
не менее он, — после жесточайших войн, которыми,
возбудив соседние народы, истощил этих самых римлян,
и после того, как оставленный всеми, на чью помощь
надеялся, оказался не в силах возвратить царство, —
прожил, как рассказывают, в соседнем Риму городе Тускуле
116