Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
и третье местожительство троянских богов был разрушен
дочерним ему городом. А чтобы после войны остатки двух
народов свернулись в один жалкий творог, нужно было
прежде пролить много крови каждого из них. Я не буду
входить в подробности того, сколько раз при последующих
царях возобновлялись те самые войны, которые казались
оконченными победами, и как, завершившись новыми и
новыми кровопролитиями, после договоров и мира между
зятьями и тестями и между их поколением и потомством,
они повторялись снова и снова. Ясным признаком этого
бедствия было то, что ни один из этих царей не затворил
дверей войны. Ни один из них, следовательно, не царст-
вовал мирно при стольких богах охранителях.
Глава XV
А какова была кончина этих царей? О Ромуле расска-
зывает баснословная лесть, будто он был взят на небо.
Рассказывают (о его кончине) и некоторые из писателей,
но они утверждают, что он был рассечен на части сенатом
за жестокость, и что какому-то Юлию Прокулу было
поручено распустить слух, будто он явился ему и велел
через него римскому народу почитать его в качестве
божества; и таким образом народ, начинавший было не-
годовать на сенат, был остановлен и успокоен. К тому
же случилось солнечное затмение. Невежественная чернь,
не зная, что оно имело определенную причину в солнечном
течении, приписало его заслугам Ромула. Между тем, если
бы это затмение было сетованием солнца, по поводу его
следовало бы скорее прийти к убеждению, что Ромул убит
и что факт злодейства доказывается отвращением дневного
светила. Так было в действительности в то время, когда
был распят Господь из-за жестокости и нечестия иудеев.
Что в последнем случае солнечное затмение случилось не
в силу правильного течения планет, достаточно видно из
того, что в то время была иудейская пасха; последняя
празднуется в полнолуние, а обыкновенное солнечное
затмение бывает только при ущербе луны. Это принятие
114