Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
арену с целью сразиться между собою такие гладиаторы,
из которых один был бы отец, а другой — сын, кто бы
это стерпел? кто не возмутился бы? Каким же после этого
образом могла быть славной вооруженная борьба между
государствами, из которых одно было матерью, а другое
— дочерью? Уж не в том ли была разница, что арена
была другая, и куда более обширные поля были покрыты
трупами не двух гладиаторов, а множества людей из среды
двух народов, и что эти битвы происходили не в стенах
амфитеатра, а на глазах всего мира, и нечестивое зрелище
давалось и современникам, и потомкам, до которых дошел
о нем слух?
Несмотря на это, боги-покровители римской власти
допустили жестокость поединка и оставались как бы те-
атральными зрителями подобных сражений до тех пор,
пока за трех убитых Куриациев не была братним мечем
добавлена к двум братьям третьей с другой стороны сестра
Горациев; это, наверное, для того, чтобы и Рим, который
^победил, имел не менее мертвых. Затем в виде выгоды,
доставленной победой, была разрушена Альба, где после
Илиона, разрушенного греками, и после Лавиния, в котором
Эней основал было временное и переходное царство, уже
в третьем месте обитали пресловутые троянские боги. Но,
может быть, они по обычаю своему уже перекочевали
оттуда, и потому Альба была разрушена?
Храмы оставивши и алтари, удалились
Боги, которыми царство держалось*?
В таком случае они удалились уже в третий раз, чтобы
получить от предусмотрительных людей под свою охрану
четвертый город, Рим. Альба, в которой царствовал Амулий,
изгнавший брата, им не понравилась; но Рим, в котором
царствовал Ромул, убивший брата, понравился. Но, говорят,
прежде чем Альба была разрушена, население ее было
переведено в Рим, чтобы из двух городов образовался
один. Пусть так. Но все же царственный город Аскания
* Virg. Aeneid. II, v. 351, 352.
113