Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/110"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
и ужасных бедствий, из множества которых я напомню
лишь некоторые. Высоко поднимавшимся дымом своих
курений, как бы нарочито поданным знаком, он собрал
для своей охраны чрезвычайное множество богов: но
устанавливая им храмы, алтари, жертвоприношения и свя-
щенство, он оскорблял высочайшего и истинного Бога,
Которому одному должны были принадлежать эти обряды
религиозного почитания. И хотя при меньшем количестве
богов он жил счастливее, однако решил, что насколько
он увеличился сам, настолько же ему нужно увеличить и
количество их, как матросов на корабле. Полагаю, что он
не понадеялся, чтобы малое их число, при котором он в
сравнительно худших условиях жил лучше, было достаточ-
ным для поддержания его величия. Но уже и при самих
царях, за исключением Нумы Помпилия, о котором я
говорил выше, до какой степени достигло зло враждебного
разногласия, если довело до убийства Ромулова брата?
Глава XIII
Каким же образом ни Юнона, принявшая впоследствии
вместе с Юпитером под свое покровительство
Римлян, вселенной хозяев, тоги носящий народ*,
ни даже Венера, родная потомству Энея, не были в
состоянии помочь римлянам получить жен честным и
мирным путем, и они оказались в таком затруднительном
положении, что похитили их коварным образом и вслед
затем вынуждены были сражаться с тестями; так что
несчастные женщины, не успевшие еще привязаться к
мужьям, учинившим над ними насилие, получили от них
в качестве брачного дара кровь родителей? Но римляне-де
в этом столкновении победили своих соседей. А скольких
и каких ран и смертей стоили той и другой стороне
подобные победы родных над родными и соседей над
* Virg. Aeneid. I, v. 282.
108