Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/109"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Энеем, не смогли надолго сохранить ни царства Троянского,
ни Лавинийского, основанного самим Энеем, — пришел
к заключению, что следует запастись другими, придав их
к прежним (перешли ли они в Рим вместе с Ромулом,
или могли перейти в него потом, когда была разрушена
Альба) или в качестве стражей, как к способным бежать
при первой же опасности, или в качестве помощников,
как к слабосильным.
Глава XII
Рим, однако же, не нашел возможным довольствоваться
и этими святынями, которых в немалом количестве уста-
новил ему Помпилий. Так, он не имел еще важнейшего
из храмов, храма Юпитера. Капитолий построил в нем
царь Тарквиний. А из Епидавра привлек к себе сердца
Рима Эскулап, чтобы в качестве наиболее сведущего врача
заниматься в знаменитейшем городе своим искусством с
большею славой. Явилась из какого-то Пессинунта и мать
богов. Ибо неприлично же было, чтобы в ту пору, как
сын ее управлял уже капитолийским небом, сама она
скрывалась бы в столь незначительном месте. Будучи Же
матерью всех богов, она не только пришла в Рим вслед
за некоторыми из своих сыновей, но и шла впереди
других, которые вскоре последовали за нею. Желал бы я
только знать, она ли родила Кинокефала, который уже
гораздо позже пришел из Египта? От нее ли родилась и
богиня Лихорадка — это пусть решит правнук ее, Эскулап.
Но от кого бы они ни родилась, думаю, что чужеземные
боги не осмелятся назвать ее низкой по происхождению,
ее — богиню и римскую гражданку!
Поставленный под охрану стольких богов (богов, ко-
торых и пересчитать нельзя: туземных и чужеземных,
небесных, земных, подземных, морских, родниковых, реч-
ных и, как говорит Варрон, известных и неизвестных; во
всяком роде богов, как животных, так и мужчин и женщин),
— поставленный, говорю, под охрану стольких богов, Рим
не должен был бы претерпеть и выстрадать столько великих
107