Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/108"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
от возбуждения человеческих душ; но что по большей
части они бывали вопреки их воле, об этом говорят не
только басни, рассказывающие много ложного и весьма
немного истинного, но и сама римская история.
Глава XI
Ведь не по другой какой-либо причине плакал, как
рассказывают, в продолжение четырех дней известный
Аполлон Кумский во время войны против ахеян и царя
Аристоника. Встревоженные этим необыкновенным явле-
нием гаруспики полагали, что статую следовало бросить
в море; но вмешались в дело старики и сообщили, что
подобное же явление было замечено и во время войны
Антиоха и Персея, и так как дело окончилось счастливо
для римлян, то по определению сената, говорили они,
этому же самому Аполлону были присланы дары. Тогда
вновь призванные, якобы более сведущие гаруспики отве-
тили, что плач Аполлона — счастливое предзнаменование
для римлян: потому что кумекая колония — колония
греческая, и плач Аполлона указывает на бедствие и
поражение тем родным ему странам, откуда он принесен,
т. е. самой Греции. Вслед затем была получена весть, что
царь Аристоник был побежден и взят в плен; хотя Аполлон
отнюдь не желал, чтобы он был побежден, скорбел о том
и выказывал это даже слезами, которые текли из его
камня. Поэтому не кажутся несообразными обычаи демо-
нов, которые описываются в стихах поэтов, хотя и бас-
нословных, но похожих на истину. У Вергилия, например,
Диана скорбит о Камилле и Геркулес оплакивает смерть
Палланта.
Поэтому, быть может, и Нума Помпилий, наслаждаясь
миром, но не зная и не доискиваясь, кому этим миром
обязан, когда размышлял на досуге о том, каким богам
вверить на сохранение римское благосостояние и царство,
— и с одной стороны не думал, чтобы Бог высочайший,
истинный и всемогущий помышлял об этих земных вещах,
а с другой — припоминал, что троянские боги, привезенные
106