Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/105"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Глава IX
Думают, будто благодаря их помощи Нума Помпилий,
преемник Ромула, пользовался миром во все время своего
царствования и затворил двери храма Януса, стоявшие
обыкновенно открытыми во время войн; и это якобы в
награду за то, что он установил для римлян многие
священные обряды. Человек этот заслуживал бы благодар-
ности за подобный мир, если бы сумел воспользоваться
им для дел полезных и, оставив пытливость вреднейшего
свойства, с истинным благочестием искал Бога истинного.
При данных же условиях не боги дали ему этот покой;
но возможно, что они успели бы менее обольстить его,
если бы нашли его менее спокойным. Чем менее нашли
они его занятым, тем более успели занять его сами. Варрон
сообщает о том, что было им сделано и с помощью каких
средств он сумел вступить в сношение с подобными богами
сам и поставить в эти сношения весь город. Если Господу
будет угодно, мы поговорим об этом подробнее в своем
месте.
В настоящем же случае, так как речь идет о их
благодеяниях, заметим, что мир — это действительно
великое благодеяние, но по большей части, как и солнце,
как дожди, как и другие полезные для жизни вещи,
благодеяние Бога истинного неблагодарным и негодным.
Если же это великое благо доставили Риму или Помпилию
те боги, то почему они после никогда не доставляли его
государству Римскому, причем даже в более заслуживавшие
похвал времена? Или священные обряды более были
полезны в то время, когда устанавливались, чем в то,
когда совершались? Но ведь тогда их еще не было, они
только вводились для того, чтобы были; после же они
уже были и соблюдались, чтобы приносить пользу. Что
же это значит, что те сорок три года, или, по другим
источникам, тридцать девять лет царствования Нумы были
проведены в таком продолжительном мире, а потом, когда
священные обряды были установлены и сами боги, привле-
ченные именно этими обрядами, явились защитниками и
хранителями, — потом, в течение долгого периода времени
103