Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
постоянством и добросовестностью верность честнейшей
его части, и дозволили разрушить его не храбрым греческим
мужам, а подлейшему человеку из римлян? Или богам не
нравилось дело сторонников Суллы, для которого несчас-
тные хотели сохранить город, затворив ворота? Но в таком
случае зачем же они обещали и предсказывали тому же
самому Сулле столько доброго? Или и в этом случае они
высказывают себя скорее льстецами счастливым, чем защит-
никами несчастных? Ибо и в это время Илион не потому
был разрушен, что был ими оставлен. Демоны, в высшей
степени старательные во всем, что касается обольщения,
сделали со своей стороны все, что могли. В ту пору, как
все статуи богов были разрушены и сожжены вместе с
городом, одна статуя Минервы, как пишет Ливии, оказалась
стоящей в неповрежденном виде под развалинами ее храма.
Не для того, конечно, случилось это, чтобы к чести их
можно было сказать, что они-де боги отеческие, под
покровительством которых Троя находится всегда, а для
того, чтобы нельзя было сказать в их защиту: "Оставив-де
храмы и алтари, ушли все боги". Им дана была возможность
сделать не то, что могло бы служить доказательством их
могущества, а то, что послужило доказательством их при-
сутствия.
Глава VIII
На каком же разумном основании, после опыта не-
счастной Трои, вверен был богам илионским на сохранение
Рим? Кто-нибудь скажет, что они уже обитали в Риме в
то время, когда Фимбрий, овладев Илионом, разрушил
его. В таком случае почему устояла статуя Минервы?
Затем, если они были в Риме в то время, когда Фимбрий
разрушил Илион, то, вероятно, они были в Илионе в то
время, когда сам Рим был взят и сожжен галлами; но
так как они владеют весьма острым слухом и быстротою
движений, то быстро на крик гусей вернулись назад, чтобы
сохранить, по крайней мере, Капитолий, который остался
целым; для того же, чтобы защитить прочее, их уведомили
поздновато.
102