Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/101"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Глава V
Вопрос о том, могла ли Венера от совокупления с
Анхизом родить Энея или Марс от совокупления с дочерью
Нумитора родить Ромула, оставим открытым. Такой же
почти вопрос возникает и при чтении наших Писаний.
Спрашивают: не преступные ли ангелы смешались с до-
черьми человеческими (Быт. VI, 4), и рожденными от
этого гигантами, т. е. людьми чрезвычайного роста и силы,
в известное время наполнилась земля? Наше рассуждение
может одинаково относиться к тому и другому.
Итак, если верно то, что у них написано относительно
матери Энея и отца Ромула, то почему бы богам могли
не нравиться прелюбодеяния человеческие, когда себе
самим они их дозволяли? А если ложно, то и в таком
случае не могут приходить в гнев от действительных
человеческих прелюбодеяний те, которые услаждаются сво-
ими, пусть даже и вымышленными. Кроме того, если одно
невероятно относительно Марса, как другое — относи-
тельно Венеры, то преступление матери Ромула не находит
себе оправдания ни в каком божественном совокуплении.
Ведь Сильвия была жрицею Весты, и потому боги за ее
святотатственное преступление должны были бы отомстить
римлянам гораздо строже, чем мстили троянцам за пре-
любодеяние Париса. Сами древние римляне обличенных
в прелюбодеянии жриц Весты зарывали в землю даже
живыми, между тем как прелюбодействовавших женщин,
хотя и наказывали известным образом, смертной казни не
подвергали; до такой степени они строже охраняли непри-
косновенность божественной святыни по сравнению с
неприкосновенностью ложа человеческого.
Глава VI
Прибавлю еще следующее: если эти боги были до такой
степени недовольны человеческими преступлениями, что,
оскорбившись поступком Париса, предали оставленную
ими Трою огню и мечу, то убитый брат Ромула должен
99