Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/100"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
родила Энея? Уж не на том ли, что первое было совершено
при негодовании на него со стороны Менелая, а последнее
— с согласия Вулкана? Боги, полагаю, не ревнуют своих
жен до такой степени, что считают приличным делить их
благосклонность даже с людьми.
Но, пожалуй, подумают, что я смеюсь* над баснями, а
не рассуждаю серьезно о предмете такой важности. Итак,
не будем, если угодно, верить тому, что Эней был сыном
Венеры. Я сделаю эту уступку, если и Ромул не был
сыном Марса. Если одно, то почему бы и не другое? Или
богам дозволительно вступать в связь со смертными жен-
щинами, а мужчинам с богинями — не дозволено? Условие
неприятное, или, скорее, невероятное: что с соизволения
Венеры было можно Марсу, того нельзя было самой
Венере. Но то и другое одинаково подтверждается римскими
документами. Позднейший Цезарь так же верил тому, что
его бабкой была Венера, как и древнейший Ромул тому,
что отцом его был Марс.
Глава IV
Кто-нибудь скажет: "Неужели ты этому веришь? Лично
я этому не верю". Действительно, и ученейший муж их
Варрон, хотя и не решительно и не с полной уверенностью,
но все же признает все это ложным. Однако, он считает
полезным для государства, чтобы выдающиеся люди счита-
ли себя рожденными от богов, хотя бы то было и ложью:
чтобы в силу этого дух человеческий, питая, так сказать,
самоуверенность божественного отпрыска, смелее приступал
к совершению великих дел, с большей горячностью вел
их и счастливее, в силу самой уверенности, выполнял.
Видишь сам, какое обширное место открывает лжи это
мнение Варрона, которое я, как сумел, высказал своими
словами. Поймем же, что очень многое священное и как
бы религиозное могло быть вымышлено там, где ложь о
самих богах считалась полезной для граждан.