Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
через благовестие Христово веровать в Него, единого Бога,
и что все их идолы будут низвергнуты? Наконец, если
они называют богами тех, которые через своих прорица-
телей никогда не дерзали говорить что-либо против этого
Бога, то каким образом не есть Бог Тот, Который через
Своих пророков не только повелел низвергать их изобра-
жения, но даже предсказал, что они будут низложены у
всех языческих народов теми, которые после низвержения
их получили повеление чтить Его одного и, получив
повеление, Ему одному и служат?
Глава XX
28. А если они могут, то пусть прочтут о том, как
некоторые из сивилл и кое-кто из иных их предсказателей
пророчествовали, что Бог Израилев будет почитаться всеми
народами, и что почитатели других богов поначалу будут
отвергать Его; и даже писания пророков Его о будущем
настолько по своему значению превосходны, что в пос-
лушании им сама римская власть приказала разрушить
идолов; пророки их даже убеждали не повиноваться таким
приказаниям. Если могут, то пусть читают об этом в
книгах своих же прорицателей. Я уже не говорю о том,
что написанное в их книгах считают свидетельством о
нашей, т. е. христианской вере, равно как и то, что они
самолично могли услышать от святых ангелов и от наших
пророков, подобно тому как и явление Христа во плоти
вынуждены были исповедать даже бесы.
Конечно, многие из них стремятся доказать, будто все
это вымышлено нашими единоверцами: нет, сами они,
сами должны принудить себя к тому, чтобы представить
что-либо, предсказанное прорицателями их богов против
Бога евреев, подобно тому, как мы против их богов на
основании наших пророческих книг и повеления соблю-
даем, и предсказания приводим, и показываем то, что уже
сбылось. Те, уже очень немногие, предпочитают скорее
скорбеть о том, что все это исполнилось, чем признавать
Богом Того, Кто мог провозвестить исполнившееся; в то
93