Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
по мнению Сократа, каждого бога должно чтить так, как
тот это почитание заповедал сам. Поэтому для них было
крайне важно не почитать Бога иудеев, ибо если бы они
хотели почитать Его иным образом, чем Он заповедал,
то, конечно, они чтили бы не Его, а то, что измыслили
сами. А если бы они захотели чтить Егу согласно Его
заповеди, то увидели бы, что других, которым Он запретил
поклоняться, им не должно чтить. Из-за всего этого они
и отвергли поклонение единому истинному Богу: чтобы
не оскорбить многих ложных богов, воображая, что гнев
последних для них будет более опасен, чем благодетельно
Его благоволение.
Глава XIX
27. Но осторожность их была тщетна и робость —
достойна осмеяния. Спросим же: что об этом Боге думают
те люди, которым угодно почитать всех богов вообще?
Ведь если этого Бога не должно чтить, то каким образом
заслуживают почитания все прочие, когда этот не почита-
ется? А если Он должен быть почитаем, то нельзя почитать
остальных, ибо Он почитается лишь тогда, когда один
только и почитается. А может быть они скажут, что Он
— не Бог, хотя они и называют богами тех, которые, по
нашему убеждению, могут лишь то, что дозволяется Его
определением? Но тогда им придется признать, что их
боги менее могущественны, чем Тот, Кто в их глазах не
Бог. В самом деле, ведь если боги суть те, прорицания
которых спрашивали люди, и которые давали ответы, не
сказать чтобы совсем ложные, но лишь приблизительно
соответствующие частным делам, то каким образом не
есть Бог Тот, предсказания Которого истинны не только
в отношении отдельных событий, но даже касательно всего
рода человеческого и всех народов: ведь Им наперед было
предсказано то, что мы ныне читаем и видим.
Если они называют богом того, во имя которого про-
возвещала сивилла так и не исполнившиеся судьбы римлян,
то каким образом не есть Бог Тот, Который исполнил,
как и предвозвестил, что римляне и все народы будут
92