Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/93"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
почитается почти всеми народами? Они никогда не смогут
выпутаться из сетей вышеприведенного вопроса, ибо пок-
лоняясь меньшим и большим богам, почитаемых у них
богами, не поклоняются истинному Богу, Который прев-
зошел всех, почитаемых ими. Если Он велик силой, то
почему сочтен таким, которого должно отвергнуть? Если
же имеет малую силу или не имеет никакой, то почему
только Он отделен от прочих благих? Если Он — злой,
то почему Он не был побежден столь многими добрыми?
Если Он истинен, то почему отвергаются Его повеления?
Если Он лжив, то почему Его предсказания исполняются?
Глава XVIII
26. В конце концов, пусть думают о Нем все, что
угодно. Разве римляне не признают, что следует чтить
даже и злых богов, разве не устраивают капища богам
лихорадки и бледности, разве, взывая о помощи к добрым
демонам, не умилостивляют при этом и демонов злых?
Итак, пусть они думают о Нем, что им угодно; однако,
почему они сочли возможным только Его одного ни
призывать, ни умилостивлять? Кто же сей Бог, столь им
неизвестный, что только Он один еще не находится среди
множества их богов, нам же столь известный, что только
Он один и почитается нами — уже столь многими
народами?
Итак, в ответ на вопрос, почему они не захотели
принять святынь этого Бога, они могут сказать только
одно: Бог хотел быть почитаем один и запретил чтить тех
языческих богов, которых они к тому времени уже почи-
тали. Но тогда их следует расспросить о том, каким
именно они считают этого Бога, не хотевшего, чтобы были
почитаемы иные боги, которым они строили храмы и
возводили статуи, Бога настолько могущественного, что
Его желание низложить идолов было куда сильнее их
нежелания принять Его святыни. Тут, конечно, они сош-
лются на мнение того их философа, о котором их оракул
объявил им, что он — мудрейший из всех людей. Ведь,
91