Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
вались языческие философы, были бы вынуждены хвалить
и учеников Христовых, если бы им был предложен вопрос
относительно последних.
Глава XVI
24. Тем не менее они пытаются доказать, что разрушение
капищ, осуждение жертвоприношений и сокрушение идоль-
ских изображений происходит не по учению Христову, а
по наущению Его учеников, которые стремились учить
иначе, чем сами научились от Него; таким образом они,
почитая и восхваляя Христа, желают устранить христиан-
скую веру; ибо ведь через учеников Христовых возвещены
деяния и изречения Иисуса Христа, на которых стоит
христианская религия, еще до сего времени неприятная
этим, уже весьма немногим и уже не противодействующим
ей открыто, но втихомолку еще перешептывающимся о
ней. Но если они не хотят верить, что так учил Христос,
то пусть читают у пророков, которые наставляли людей
не только уничтожать идольские суеверия, но и предска-
зали, что такое уничтожение будет во времена христианства.
Если они сказали ложь, то почему она исполнились так
очевидно? А если они сказали истину, то почему эти
противятся столь явно божественной силе?
Глава XVII
25. И однако же следует настоятельно у них спросить:
кем считают они Бога Израилева; почему они не приняли
Его, как приняли богов прочих народов, которых покорило
Римское государство, особенно если по их собственному
мнению мудрый должен почитать всех богов? Итак, почему
же именно Он был исключен из числа прочих? Если
потому, что Он имеет наибольшую силу, то почему только
Он один и не почитается ими? Если же потому, что Он
имеет малую силу или же вовсе не имеет никакой силы,
то почему по сокрушении их идолов Он один только и
90