Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/91"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
и через священство и царство каждого народа, Христос
устроил отнюдь не с помощью волшебного искусства, к
тому же еще и до Своего рождения среди людей. Ведь и
народ оного погибшего царства, по милосердному про-
мышлению Божию рассеянный повсюду, хотя и остался
без всякого царского и священнического помазания, в
каковом помазании открывается имя Христа, однако удер-
живает остатки некоторых своих преданий, дабы нести
пророческие книги, свидетельствующие о Христе, и чтобы
таким образом из враждебных римлянам свитков подтвер-
ждалась истина о провозвещенном Иисусе.
Спрашивается: зачем эти несчастные усугубляют свои
несчастья? Ведь если нечто волшебное было написано от
Его имени, тогда как учение Христа враждебно этому
искусству, то пусть хотя бы из этого они поймут, сколь
велико то имя, с помощью которого пытаются добиться
почитания своего нечестивого искусства те, которые живут
вопреки Его заповедям. Как в разных человеческих за-
блуждениях многие от Его имени сочинили различные
ереси против истины, так и враги Христовы чувствуют,
что для убеждения в предлагаемом ими вопреки учению
Христа будет иметь веское значение только то, что носит
имя Христово.
Глава XV
23. Почему же эти пустопорожние хвалители Христа и
коварные хулители христианской веры не дерзают злос-
ловить Христа? Да потому, что некоторые из их фи-
лософов, — как написал в своих книгах Порфирий
Сицилийский, — спрашивали совета у своих богов, что
им говорить о Христе; а те были вынуждены перед своими
оракулами хвалить Христа. И это неудивительно, ибо мы
и в Евангелии читаем, что Его исповедали бесы (Лук. IV,
41); а у пророков наших сказано: "Ибо все боги народов
— идолы" (Пс. XCV, 5). И потому язычники, чтобы не
поступать вопреки советам своих богов, воздержались от
поношений Христа и начали изливать их на Его учеников;
но мне кажется, что языческие боги, с которыми совето-
89