Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/90"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
не знают, что это прекращение было следствием победы
первых и покорения вторых.
Глава XIV
21. Те немногие, что остались еще язычниками, не
обращают внимания на то удивительное обстоятельство,
что Бог иудеев, оскорбленный побежденными и не при-
нятый победителями, в настоящее время проповедуется и
почитается всеми народами. Ведь именно Он и есть тот
Бог Израиля, о Котором столь давно уже пророк так
провозгласил народу Божию: "Богом всей земли назовется
Он" (Ис. LIV, 5). Это совершилось через имя Христа,
пришедшего к людям от семени того Израиля, который
был потомком Авраама, родоначальника иудеев, ибо и
Израилю сказано: "И благословятся в тебе и в семени
твоем все племена земные" (Быт. XXVIII, 14).
Из этого видно, что Бог Израиля, — Бог единый,
сотворивший небо и землю и промышляющий о делах
человеческих милосердно и праведно, так что правда не
препятствует милосердию и милосердие не препятствует
правде, — Сам не был побежден в лице Своего иудейского
народа, когда царство и священство Свое попустил унич-
тожить и одолеть римлянам: ибо на самом деле через
Евангелие Христа, истинного Царя и Священника, ныне
Сам Бог Израиля повсюду уничтожает языческих идолов;
ведь именно ради сохранения этих идолов римляне не
хотели принять святынь Его, как принимали святыни богов
других народов, которых они победили. Таким образом,
Он устранил царство и священство пророческого народа,
потому что наступило уже то, что было через Него
обетовано; но и римское владычество, которым был побеж-
ден тот народ, Он покорил Своему имени через Христа,
и к ниспровержению идолов, из-за почтения к которым
не были приняты Его святыни, обратил его силою и
благоговением христианской веры.
22. Полагаю, что исполнение указанного над Собою,
согласно предвозвещенному через столь многих пророков
88