Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
за попранную справедливость, а не просто стремится к
первенству во власти.
Не эти ли нравы возлюбили боги, враждебные своим
городам и благоприятствующие их врагам? Но почему же
они, оставляя своих, не уничтожили тех и, перейдя к
этим, не помогли в чем-либо тем? Да потому, что они
не имеют власти ни дать царство, ни уничтожить его; и
только один Бог делает это в тайном совете, не навсегда
имея в виду сделать блаженными тех, которым дал земное
царство, и не навсегда несчастными тех, у которых отнял
его; но, делая счастливыми или несчастными по той или
другой причине, Он распределил временные и земные
царства между теми, кому было Ему угодно, по опреде-
ленному от веков порядку, допуская или подавая то и
другое, и на какое Ему угодно время.
Глава XIII
20. Поэтому они не могут сказать и следующего: "Почему
же Бог иудеев, Которого вы называете Богом истинным,
не только не подчинил им римлян, но не помог также
и иудеям, чтобы они не подпали игу римлян?" Ведь всему
этому предшествовали явные грехи иудеев, из-за которых,
как предвозвестили задолго до этого пророки, это должно
было с ними произойти. Но прежде всего так случилось
потому, что они в нечестивой ярости своей умертвили
Спасителя; при этом в последнем своем грехе они были
ослеплены действием других тайных грехов; а что страдания
Его будут полезны народам языческим, это было предс-
казано свидетельством того же пророчества. И царство
этого народа, и храм, и священство, и жертвоприношение,
и то таинственное помазание, которое на греческом языке
называется hrisma, откуда получает значение и имя Христос,
и почему народ этот называл своих царей помазанниками,
— все это было предназначено только для предвозвещения
о Христе и это открылось не в чем ином, как в том,
что после начала проповеди и воскресения убиенного
Христа все это прекратилось, хотя ни римляне, ни иудеи
87