Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Бога единого, Бога истинного, сотворившего небо и землю
и все, что на них; и за отступления от Него иудеи часто
предавались во власть своим врагам; и ныне за тягчайшее
преступление, — за умерщвление Христа, — они почти
изгнаны из самого Иерусалима, который стоял во главе
их царства, и подчинены власти Рима. ф
Римляне же обыкновенно с почтением принимали богов
тех народов, которых покоряли, и принимали их служение.
Но они не захотели сделать этого в отношении к Богу
иудейского народа, хотя и победили и покорили иудеев.
Я думаю, это потому, что они понимали, что если они
примут священнослужение этого Бога, Который повелевал
чтить только Его и уничтожать идолов, то они должны
будут оставить все, что приняли прежде как предмет
почитания; но именно этим верованиям они приписывали
возрастание своего могущества. В этом отношении их
больше всего искушала ложь демонов; в самом деле, им
следовало бы понять, что власть была им дана и возросла
сокровенной волею того Бога, в руках Которого находится
высшее могущество, а отнюдь не благодаря расположению
их богов; потому что если бы последние сколько-нибудь
участвовали в этом могуществе, то они скорее покровитель-
ствовали бы своим исконным поклонникам, чтобы те не
были побеждены римлянами или даже подчинили бы им
самих римлян, одержав над ними победу.
19. Действительно, они не могут сказать даже того, что
боги побежденных ими народов возлюбили и предпочли
благочестие и нравы их, римлян. Они никогда этого не
станут говорить, если вспомнят свое происхождение, пок-
ровительство преступникам и братоубийство Ромула. В
самом деле, ведь когда Рем и Ромул учредили убежище,
где мог бы скрыться каждый виновный в каком-либо
преступлении и остаться безнаказанным за свой поступок,
то они не установили покаяния для исцеления душ прес-
тупников; но при этом они же не оставили безнаказанной
робость тех людей, которых они собрали для войны против
их родных городов, законов которых сами боялись; с
другой стороны, когда Ромул убил брата, который не
сделал ему ничего дурного, то он вообразил, что мстит
86