Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
учеников в смертной плоти, Павел еще не был Его
учеником. Голосом с неба призвал Он его и сделал Своим
учеником и апостолом уже после страдания Своего, после
воскресения, после вознесения, после ниспослания Святого
Духа с неба, после обращения и удивительной веры многих
иудеев, после побиения камнями диакона и мученика
Стефана, когда Павел назывался еще Савлом и жестоко
преследовал тех, кто веровал во Христа (Деян. IX, 1 —
30). Итак, каким образом эти книги, — которые, по их
представлению, Он написал перед смертью, — могли быть
написаны для Петра и Павла, как для самых близких
учеников, когда Павел еще и не был учеником Его?
Глава XI
17. Те, которые распространяют вздорные слухи, будто
Он соделал столь великие дела и ими освятил имя Свое
у обратившихся впоследствии к Нему народов с помощью
колдовства и волхвования, пусть также обратят внимание
на то, что в таком случае Он никак не смог бы еще до
Своего рождения на земле с помощью волшебного искус-
ства исполнить Божественным Духом столь многих про-
роков, которые предсказали о Нем то, что мы читаем в
Евангелиях как о свершившемся, и что ныне мы видим
воплощенным во всех уголках земли. Ведь если бы даже
Он и волшебством достиг того, чтобы Его почитали, когда
Он уже умер, то каким образом стал бы кудесником
прежде Своего рождения Тот, для пришествия Которого,
как пророка, предназначен был один народ; и все про-
роческое управление государством этого народа принадле-
жало Ему, Царю, должному прийти и основать царство
небесное для всех народов.
Глава XII
18. У этого же иудейского народа, назначенного для
проповеди о Христе, не было никакого иного Бога, кроме
85