Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/86"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
справедливости осуждается не только правилами христиан-
ской жизни, но даже и земными государями. Но они,
утверждающие, что читали книги Христа такого рода,
почему сами они не совершают ничего из того, что, по
сообщению этих книг, является будто бы предметом их
изумления? *
Глава X
15. Таким образом, некоторые из них, верующие или
желающие верить, что подобные книги написал Христос,
заблуждаются даже в отношении к божественному опре-
делению настолько, что утверждают, будто эти книги
изначально были ничем иным, как посланиями к Петру
и Павлу. И, конечно, могло случиться так, что или враги
имени Христова, или те, которые полагали, что столь
славным именем они могут придать вес и значение омер-
зительным искусствам подобного рода, написали такие
книги от имени Христа и апостолов, и до того были
ослеплены в своей дерзкой лживости, что по заслуге служат
посмешищем даже для детей, которые еще весьма наивно,
по-детски знают христианские писания.
16. Действительно, когда у них появилось желание
сочинить, будто Христос написал такие книги ученикам
Своим, они начали соображать, во что скорее всего поверят
их читатели, и придумали, будто Он написал их тем,
которые были больше других привязаны к Нему и которым
Он вверил это, как достойную сохранения тайну; и сочи-
нителям пришли на ум Петр и Павел, — я уверен, —
потому, что во многих местах они видели изображения
этих апостолов вместе с Ним; а, кроме того, и потому,
что подвиги Петра и Павла, к тому же вследствие муче-
нической смерти их в один и тот же дань, Рим отмечает
с особой торжественностью.
Таким образом, заслуженно обманываются те, кто разуз-
навал о Христе и Его апостолах не в собраниях священных
книг, а на разрисованных стенах; и неудивительно, что
сочинители были обмануты воображением живописцев. В
самом деле, во все время, пока Христос жил среди Своих
84